moscowfix (moscowfix) wrote,
moscowfix
moscowfix

Неполный список различий православия и католицизма - 2

Основные различия между православной и католической церквями. Окончание.



IV. О непорочном зачатии Пресвятой Богородицы

Вопрос: Правильно ли учат католики, когда утверждают, будто Пресвятая Богородица в Своем зачатии от праведных Иоакима и Анны была свободна от первородной вины ради будущих заслуг Иисуса Христа?

Ответ: Нет, не правильно. Из Священного Писания мы знаем, что вина нашего прародителя Адама должна переходить на всех людей: «Как одним человеком грех вошел в мир, — пишет апостол Павел, — и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12). Значит, всякий человек, происшедший от Адама естественным путем, рождается во грехе, потому что в Адаме, по слову апостола, согрешили все люди.

Вопрос: А не могла ли быть Пресвятая Богородица исключением из этого закона?

Ответ: Нет, не могла. Исключением явился один Господь наш Иисус Христос, но Он, во-первых, был зачат необычным образом — от Духа Святого, а, во-вторых, о Христе тот же апостол прямо говорит, что Он явился лишь «в подобии плоти греховной» (Рим. 8, 9). О Пресвятой же Богородице ничего такого в Св. Писании не сказано.

Вопрос: Не умаляем ли мы славы Пресвятой Богородицы, отвергая непорочность Ее зачатия?

Ответ: Нет, ибо мы почитаем Пресвятую Богородицу честнейшую Херувимов и славнейшую Серафимов, но эту славу Она имела не изначала, а с тех пор, как уже Сама непорочно зачала и родила Сына Божия.

Вопрос: Откуда это видно?

Ответ: Из Ее собственных слов, ибо только после зачатия Господа Иисуса Христа Она сказала: «отныне (то есть с того дня) будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48).

Вопрос: Если Пресвятая Богородица в Своем зачатии не была свободна от первородной вины, то как должно понимать выражение Богослужебной книги: «Ея же святое почтим зачатие», «Преславное зачатие Богородицы светло празднуем» (9 декабря), а также слова седальна в праздник Введения: «Прежде зачатия Чистая освятилася Богови»?

Ответ: В этих выражениях совсем нет указания, будто Пресвятая Богородица в зачатии Своем была свободна от первородной вины. Два первые выражения являются благоговейным прославлением события зачатия Пресвятой Богородицы, как происшедшего, по словам Богослужебной книги «от неплодове безплодныя по обетованию»; а третье свидетельствует о том, что Пресвятая Богородица еще прежде зачатия Своего предназначена была явиться Пречистой Матерью Христа Бога.

Вопрос: Чем можно доказать, что это именно так?

Ответ: Тем, что подобные же похвалы применяются и к зачатию Иоанна Крестителя, которое тоже празднуется Церковию (23 сентября) и называется всечестным и божественным.

Вопрос: Давно ли появилось у католиков учение о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы?

Ответ: Нет, недавно. Учение это было объявлено в 1854 году папой Пием IX-м.

Вопрос: Что должно сказать об этом учении?

Ответ: Учение это новоизмышленное, противное Св. Писанию и Св. Преданию и потому еретическое.

V. О сверхдолжных заслугах Святых и об индульгенциях

Вопрос: В чем состоит католическое учение о сверхдолжных заслугах Святых?

Ответ: Учение это состоит, во-первых, в том, что Святые угодники якобы совершили добрых дел гораздо более, чем это нужно для спасения, и, во-вторых, будто римский папа имеет власть вменять этот излишек добрых дел тем людям, у которых относительно добрых дел ощущается недостаток.

Вопрос: Правильно ли это учение?

Ответ: Нет, неправильно, так как оно противоречит Слову Божию.

Вопрос: В чем состоит главная ошибка католиков, проповедующих это учение?

Ответ: Главная ошибка католиков состоит в том, что, по их мнению, вечное блаженство даруется от Бога людям за их заслуги в добродетельной жизни, как нечто должное, чего человек может требовать. На самом же деле далеко не так. Как бы ни был человек праведен и свят, сколько бы ни совершил он добрых дел, он никогда не может сказать, что заслужил Царство Небесное. Напротив, он всегда должен помнить, что если ему и будет даровано вечное блаженство, то не как нечто им заслуженное, а как дар неизреченной милости Божией. Вот почему св. апостол Павел и писал в послании к Римлянам: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6, 23).

Вопрос: Почему же человек не может получить вечного блаженства, как чего-либо им вполне заслуженного?

Ответ: Во-первых, потому, что заслуги людей при сравнении с вечным блаженством слишком ничтожны (1 Кор. 2, 9; 1 Ин. 3, 2), а во-вторых, человек достигает их не одними своими силами, но при помощи Божественной благодати. Эту истину засвидетельствовал Сам Спаситель, когда сказал ученикам Своим: «Пребудьте во Мне, и Я — в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во мне, и Я — в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 4-5).

Вопрос: Есть ли учение об этом также и у св. Отцов?

Ответ: Есть. Св. Ириней пишет: «Как сухая земля, не получая влаги, не приносит плода, так и мы не могли бы приносить плодов жизни без благодатного дождя свыше. Посему необходима нам роса Божия, чтобы мы не сгорели и не сделались бесплодными». «Убедим самих себя, — пишет св. Иоанн Златоуст, — что хотя бы мы тысячи раз употребляли старание, мы никогда не возможем творить добрых дел, если не будем пользоваться влечением свыше». «Как телесный глаз, — говорит блаженный Августин, — не может видеть без помощи света, так и человек, хотя бы совершенно оправданный, не может жить праведно, если не будет воспомоществуем свыше вечным светом правды».

Вопрос: Как же поэтому должно людям смотреть на свои добрые дела?

Ответ: «Когда исполните все, повеленное вам, — заповедал Спаситель апостолам, — говорите: мы рабы, ничего не стоющие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10).

Вопрос: Имеется ли в Евангелии указание на то, что Царство Небесное даруется людям не за известное количество добрых дел, а, главным образом, по милости Божией?

Ответ: Имеется. В притче Господней о рабах, работавших в винограднике, повествуется, что рабы работали не одинаковое число часов, но по благости Божией все получили одинаковую награду (Мф. 20, 1-15).

Последнее свидетельствует о том, что Царство Небесное достигается человеком не за известное количество работы в добродетели, как нечто должное, но как дар милости Господа Бога.

Вопрос: Из каких слов Евангелия видно, что заслуги Святых не могут нам заменить наших обязанностей и восполнить наши недостатки?

Ответ: Из слов притчи Христовой о десяти девах: «Неразумные (девы) сказали мудрым: дайте нам вашего масла, поому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе» (Мф. 25, 80).

Вопрос: На основании изложенного что должно сказать об учении католиков о сверхдолжных заслугах Святых?

Ответ: Учение это противно Слову Божию и потому — еретическое.

VI. Лишение младенцев даров св. миропомазания

Вопрос: Правильно ли поступают у католиков, когда миропомазывают детей не тотчас после крещения, а по прошествии известного времени?

Ответ: Нет, неправильно, потому что Церковь со времен апостолов сохраняет обычай совершать над детьми таинство миропомазания тотчас же после крещения.

Вопрос: Как учили об этом св. Отцы?

Ответ: Святой Киприан заповедывал: «Крестившемуся необходимо быть еще помазанным, чтобы приняв хрисму, то есть помазание, он мог быть помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову». «Подобает просвещаемым по крещении быти помазуемым помазанием небесным, — определили Отцы Лаодикийского Собора, — и быть причастниками Царствия Божия».

Вопрос: Почему миропомазание надлежит совершать над детьми тотчас же после крещения?

Ответ: В миропомазании подаются человеку Божественные силы, возращающие и укрепляющие его в жизни духовной. Естественно, что эти силы особенно необходимы человеку тогда, когда он только вступил в жизнь новую духовную и нуждается в подкреплении и поддержке. «Если предоградишь себя печатью, — поучает св. Григорий Богослов, — обезопасишь свою будущность лучшим и действительнейшим пособием, ознаменовав душу и тело миропомазанием и Духом, как древле Израиль нощною и охра-няющею первенцев кровию и помазанием: тогда что может тебе приключиться»?

Вопрос: Можно ли возрастать в духовной жизни, не имея на себе печати миропомазания?

Ответ: Нет, нельзя. Вот почему, как повествует книга Деяний, «находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» (Деян. 8, 14-16). «Не помазавшиеся миром, — пишет св. Симеон Солунский, — ниже Богу, ниже ангелом знаеми и не печатствован, и не знаменани Христу».

Вопрос: Всегда ли у католиков был обычай не миропомазывать детей тотчас же после крещения?

Ответ: Нет, сначала и у католиков, как и у православных, миропомазывали тотчас после крещения.

Вопрос: На каком же основании католики отменили этот древний обычай?

Ответ: Католические богословы утверждают, будто детей должн

миропомазывать только тогда, когда они достигнут возраста самосознания.

Вопрос: Справедливо ли это рассуждение?

Ответ: Нет, не справедливо. Тогда на этом основании должно бы отлагать до известного времени и крещение детей, однако последнего католики не делают.

Вопрос: Что должно сказать об обычае католиков — отлагать миропомазание детей до известного возраста?

Ответ: Обычай этот незаконный, так как от противоречит древнему обычаю и Преданию Церкви.

VII. Лишение младенцев св. Причастия

Вопрос: Правильно ли поступают католики, когда не причащают детей до известного возраста?

Ответ: Нет, неправильно, так как, не причащая детей, католики лишают их благ вечной жизни, по слову Спасителя, Который сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).

Вопрос: Но, может быть, эти слова Спасителя к малым детям не относятся?

Ответ: Если бы слова Спасителя не относились к малым детям, то древняя Церковь, которая находилась под руководством самих апостолов и их учеников, и не следовала бы им. Между тем, в древней Церкви всегда причащали младенцев, да и у самих католиков обычай причащать младенцев существовал целых 12 веков.

Вопрос: Почему же, в таком случае, католики отменили этот обычай?

Ответ: Католики говорят, будто младенцев нельзя причащать потому, что они не имеют сознательной веры.

Вопрос: Можно ли на этом основании отказывать младенцам в причастии?

Ответ: Нет, нельзя, так как младенцы могут причащаться по вере приносящих их.

Вопрос: А разве Господь вменяет веру приносящих приносимым?

Ответ: Вменяет. В Евангелии повествуется, что Господь исцеляет расслабленного по вере принесших его: «Иисус, видя веру их, — пишет евангелист Марк, — говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 5).

Вопрос: Если так, то что должно сказать об обычае католиков — не причащать детей?

Ответ: Обычай этот не имеет для себя оснований, противоречит Преданию Церкви и потому является незаконным.

VIII. Лишение мирян св. Крови

Вопрос: Правильно ли поступают у католиков, когда не причащают мирян Крови Христовой?

Ответ: Нет, не правильно. Господь наш Иисус Христос заповедал людям: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будуту иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизню вечную, и Я воскреше Его в последний день» (Ин.6, 53-54).

Вопрос: Но католики говорят, что, причащаясь Тела Господня, они, тем самым, причащаются и Крови, ибо где тело, там и кровь?

Ответ: Так бывает только в теле действительном, но в Причащении Тело и Кровь Христовы преподаются в двух видах — хлеба и вина. Так установил Сам Спаситель на Тайной Вечери, когда отдельно причастил апостолов Тела Своего и отдельно Крови, и потому у католиков священники причащаются под обоими видами.

Вопрос: Как повествуется об этом в Евангелии?

Ответ: В св. Евангелии повествуется об этом так: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу, и, благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сия есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).

Вопрос: Если Сам Христос причастил апостолов под двумя видами, то почему католики не следуют примеру Христа?

Ответ: Они говорят, что пример причащения Спасителем апостолов не относится к мирянам, а только к священникам как апостольским преемникам.

Вопрос: Так ли это?

Ответ: Нет; примеру причащения св. апостолов должны следовать не одни священники, но все вообще христиане, каждый человек. Св. апостол Павел заповедует: «Да испытывает человек себя, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11, 28). И в другом месте: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» (1 Кор. 11, 26).

Вопрос: Всегда ли у католиков не причащали мирян св. Крови?

Ответ: Нет; прежде и у католиков, как у православных, причащали мирян под двумя видами; обычай лишать мирян св. Крови появился у католиков только в XV веке.

Вопрос: Как поэтому должно смотреть на этот обычай?

Ответ: На обычай этот нужно смотреть, как на самопроизвольный, противный учению Спасителя, святых апостолов и Преданию древней Церкви.

IX. Совершение св. Причащения на опресноках

Вопрос: Правильно ли поступают католики, когда совершают св. Причащение не на квасном хлебе, как православные, а на опресноках?

Ответ: Нет, неправильно. В Причащении мы должны следовать примеру Спасителя, согласно Его повелению «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19), а Спаситель совершил таинство Причащения не на пресном хлебе, но на квасном.

Вопрос: Откуда это видно?

Ответ: Это видно из Евангелия, где повествуется, что Спаситель совершил таинство Причащения раньше Пасхи иудейской, когда еще не начинали употреблять опресноков (Ин. 13, 1).

Вопрос: Из каких именно мест Евангелия видно, что в день установления Спасителем таинства святого Причащения еще не употребляли опресноков?

Ответ: Когда после установления на Тайной Вечери таинства Причащения Господь сказал Иуде «что делаешь, делай скорее», то ученики Христовы «думали, что Иисус говорит ему: купи что нам нужно к празднику» (Ин. 13, 27-29). Значит, праздника Пасхи еще не было, ибо в праздник запрещалось законом всякая купля и продажа. Если же не было Пасхи, то ясно, что не было и опресноков. И еще: когда на другой день первосвященники и книдники привели Иисуса к Пилату, то они, по сказанию Евангелиста, «не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть Пасху» (Ин. 18, 28). Отсюда понятно, что в день установления Господом таинства Причащения еще не употребляли опресноков.

Вопрос: Если в день установления Спасителем таинства Причащения еще

е употребляли опресноков, то как же тогда понимать слова Евангелия: «В первый день опресночный» (Мф. 26, 17) и «настал день опресноноков» (Лк. 22, 7)?

Ответ: Св. Иоанн Златоуст изъясняет эти слова так: «Первым днем опресночным Евангелист называет день, предшествовавший празднику опресноков. — Настал, т. е. приближался, был при дверях, день, когда Иудеи закалали агнца».

Вопрос: Если Спаситель с апостолами на Тайной Вечери не вкушал опресноков, то о какой же Пасхе упоминал Он, говоря ученикам: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» (Лк. 22, 15)?

Ответ: Под именем пасхи, которую Господь желал есть со Своими учениками, разумеется Пасха Нового Завета, которая составляла таинство Тела и Крови Его. Так изъясняет древний учитель Церкви Тертуллиан, говоря: «Неприлично, чтобы Господь желал чужого, но желал Своей собственной пасхальной жертвы, которую по той, Ветхозаветной, хотел установить в Своем собственном Теле и Крови; и потому, взяв хлеб, сотворил из него Свое Тело».

Вопрос: Всегда ли у католиков Причащение совершалось на опресноках?

Ответ: Нет, сначала и католики, подобно православным, совершали Причащение на квасном хлебе, но впоследствии отменили этот благочестивый обычай и стали совершать Причащение на опресноках, чем поступили противно примеру Спасителя и Св. Преданию древней Церкви.

X. Пост в субботу

Вопрос: Правильно ли поступают католики, когда постятся в субботу?

Ответ: Нет, потому что 64-е правило св. апостолов гласит: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великой Субботы), да будет извержен».

Вопрос: Обращала ли Церковь внимание на незаконный обычай католиков поститься в субботу?

Ответ: Обращала. Шестой Вселенский Собор 55-м правилом постановил, чтобы и в римской Церкви (т. е. у католиков) исполнялось 64-е правило св. апостолов, воспрещающее пост в субботу. «Узнав Святый Собор, — пишет толковник соборных правил, — что в римском граде преступают 64-е правило святых апостолов, которое повелевает кроме Великой Субботы в иныя субботы не поститься, повелел и в римской Церкви неподвижно таковому апостольскому правилу быти».

Следовательно, постясь в субботу, католики нарушают правила святых Апостолов и святых Отцов.

XI. Служение на непонятном языке

Вопрос: Правильно ли поступают католики, когда совершают богослужение на непонятном для молящихся латинском языке?

Ответ: Нет, неправильно, так как молитва на непонятном — незнакомом языке осуждается Словом Божиим. Святой апостол Павел так писал христианам: «Когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода» (1 Кор. 14, 14). Поэтому, говорит далее апостол, «в Церкви хочу лучше пять слов сказать умом млим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1 Кор. 14, 19).

Вопрос: Чем оправдывают католики свой обычай совершать богослужение на непонятном для молящихся языке?

Ответ: Католики говорят, что у них молящиеся стоят за богослужением с молитвенниками, в которых молитвы изложены на понятном для богомольцев языке.

Вопрос: Справедливо ли это оправдание?

Ответ: Нет, несправедливо. В храме за богослужением люди должны вместе со своим пастырем едиными устами и сердцем принимать участие в богослужении. У католиков же вместо единодушного моления все молятся порознь, читая каждый по своему молитвеннику.

Вопрос: Что должно сказать о выше указанном обычае — совершать богослужение на незнакомом для молящихся языке?

Ответ: Обычай этот незаконный, так как не имеет для себя оправдания и осуждается Словом Божиим.

XII. Органы

Вопрос: Правильно ли поступают католики, когда употребляют за богослужением органы?

Ответ: Нет, неправильно, так как обычай этот ветхозаветный, потерявший смысл в христианском богослужении.

Вопрос: Почему в христианском богослужении не должно быть музыки на органах?

Ответ: Потому что поклонение христиан, по слову Спасителя, должно происходить «в духе и истине» (Ин. 4, 24); иначе говоря, чтобы в молитве возносился к Богу дух человека. Последнего же не может быть ни в коем случае, если молитва исполняется не людьми, а бездушным инструментом.

Заключение

Вопрос: На основании всего вышесказанного как должно смотреть православным на католиков?

Ответ: На католиков должно смотреть, как на отлученных Православной Церковью еретиков, которые, как сказано в начале, исказили истинную веру рядом еретических учений и приняли обычаи, несогласные с Преданием Церкви.

Вопрос: Можно ли православным ходить для молитвы в католические храмы и посещать католические отпусты?

Ответ: Нельзя ни в коем случае: «Аще кто пойдет на праздник варварский, или еретический, — заповедуется в Номоканоне, — и снесть в той день с ними от них жремая за душу их, или спразднует им, лета два да не причастится, по 7-му правилу иже во Анкире святаго собора».

«Правило 64-е святых апостол глаголет, обходящих на поклонение помолитися, сиречь в глаголемыя их Церкви, яже и соборища нарицаются: аще убо священник есть, да извержется, аще же мирский, да отлучится».

«Правило же 10-е святых апостол повелевает: яко моляйся со отлученными, аще и не в Церкви. но в дому, да будет отлучен и той такожде» (Номоканон, прав. 133, 154, 157).

Вопрос: Можно ли православным вступать с католиками в браки?

Ответ: По Церковным правилам нельзя. 2-е правило Шестого Вселенского Собора повелевает: «не лепо есть православному мужу со еретичкою совокупитися женою, ниже со еретическим мужем — жене православной. Аще же и будет, нетвердый да вменится брак, и беззаконное да разрешится сожитие. Аще же обещается каятися

еретическое лицо, да пребудет брак, дондеже обещание утвердится, по 14-му правилу тогожде собора. Подобне и с латины аще православная жена совокупится с разрешением брака и прещением подлагати по 12-й главе 3 стихии в Матфеи. Аще же кто преступит» повеленное да отлучится» (Номоканон, прав. 58).

Вопрос: Возможно ли вступить в брак с католиком, если он обещает до брака принять православную веру?

Ответ: Возможно. Правило 31-е Лаодикийского Собора гласит: «Не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавати таковым сынов или дочерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти».

Вопрос: Итак, еретики не называются даже христианами?

Ответ: Да, не называются: Церковь, лишая их названия христиан, поступает согласно Слову Божию: «если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17).

Вопрос: Какое снисхождение оказывает Русская Церковь католикам, желающим принять истинную веру?

Ответ: Большое: чтобы облегчить им переход от ложной церкви к истинной, Русская Церковь отменила установленное на древних соборах и сохраняющееся доныне у Православных Восточных патриархов правило, чтобы обращающихся от латинской ереси снова крестить и миропомазывать; а принимать их третьим чином, то есть чрез осуждение ереси и покаяние.

Вопрос: Имеет ли Русская Православная Церковь основание для сего снисхождения?

Ответ: Имеет, ибо такие снисхождения разрешено делать по 1-му правилу св. Василия Великого, по которому можно отменять правила о новом крещении еретиков, «аще сие имеет быти препятствием к общему благосозиданию».

Вопрос: Как должно православным обращаться с католиками?

Ответ: Должно молиться о их покаянии и вразумлении и обращаться с ними кротко, согласно 77-му правилу Карфагенского собора: «Может быть тогда, как мы с кротостью собираем разномыслящих, по слову апостола, даст им Бог покаяние в разуме истины, и возникнут от диавольской сети, быв уловлены от него в свою его волю».

Конец и Богу слава.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments