moscowfix (moscowfix) wrote,
moscowfix
moscowfix

Categories:

Метро-2

Окончание. Начало: http://moscowfix.livejournal.com/9515.html

«Метро-2»
Про существование этого таинственного спецобъекта москвичи наверняка
слыхали, А вот подробности – что? где? как? – остаются до сих пор под грифом
«совершенно секретно». Впрочем, живы и здравствуют многие из тех, кто принимал
непосредственное участие в строительстве первых очередей «правительственной»
подземки. Корреспонденту «МК» удалось встретиться с одним из них.

С самого начала договорились, что моего собеседника зовут Владислав Никифорович.
За плечами у него – более 30 лет подземного стажа на «Метрострое». В 50-е годы
молодого проходчика перевели со строительства тоннелей Кольцевой линии на другую –
секретную работу: Владислав Никифорович попал на сооружение подземной трассы,
ведущей из Кремля на юго-запад, в район нового университета на Ленинских горах...

– Прокладку тоннелей мы вели ниже уровня «гражданского» метро. Все наши объекты
для пущей конспирации были обозначены номерами. Например, в районе Никольской
улицы располагалась шахта, именовавшаяся «Сотым строительством». Неподалеку от
Лужников находилась «шахта №506», около высотного здания МГУ – «шахта №509»...
Поднятый из московских недр грунт отправляли по разным адресам. В течение
нескольких лет засыпали «метрополитеновской» землей знаменитое Сукино болото на
юго-востоке столицы. Свалочные площадки были выделены и в Подмосковье. Помню,
возили туда вынутые с большой глубины юрские глины, которые имеют очень темный,
почти черный цвет. Соседние дачники эту субстанцию приняли поначалу за чернозем и
вовсю растаскивали по своим участкам – на грядки. Увы! Их ждало жестокое
разочарование: на древних глинистых отложениях цветы и овощи не желали расти...

– Органы госбезопасности вас «пасли» основательно?

– Конечно, режим на всех объектах строящегося радиуса «метро-2» был очень
строгим. Всякий раз, приходя на работу, я предъявлял свой пропуск дважды. Первый
раз – наверху, при входе на территорию спецобъекта. А потом еще внизу –
охранникам, дежурившим в шахте. Кроме того, и в течение смены по нескольку раз в
рабочую зону проходки наведывались «синепогонники» с проверкой... Зато за
секретность нам доплачивали 10% от оклада. Мужики, помню, называли такую надбавку
«Молчи-молчи».

Хотя сооружение линии спецметро держали в большом секрете, иногда эти подземные
работы сами себя «расшифровывали». В один прекрасный день (точнее, в одну
прекрасную ночь) в самом центре Москвы, на ул. Тимура Фрунзе; вдруг провалился
целый корпус фабрики «Красная Роза». Многоэтажное здание аккуратненько так осело
вниз, и два его этажа превратились из наземных в подземные.

К счастью, цеха в момент аварии пустовали, так что ЧП обошлось без жертв. В
газетах и по радио тогда об этой катастрофе не упоминали, но по Москве упорно
циркулировали слухи: взрыв, вражеская диверсия... Позже этот случай взяли «на
вооружение» некоторые специалисты по биоэнергетике, говоря о геопатогенных зонах,
об энергетических разломах, один из которых якобы притаился прямо под злополучным
корпусом...

По словам Владислава Никифоровича, все гораздо проще. Как раз под фабрикой
красная Роза прокладывали трассу «метро-2» и упустили плывун. Огромная масса песка
вперемешку с водой прорвалась в забой и заполнила всю головную часть строящегося
тоннеля, а там, откуда ушел этот плывун, образовалась подземная пустота, в которую
и ухнул производственный корпус.

Метрополитен специального назначения (он еще фигурирует в документах как
«правительственный объект Д-6») предназначался для «поддержки и обеспечения работы
ЦК КПСС». Поэтому юго-западный радиус спецподземки в нескольких местах снабдили
так называемыми расширениями – бункерами. Как рассказал Владислав Никифорович,
каждый из них представляет собой огромный – диаметром 9 метров – цилиндр, в нижней
части которого проложена труба-тоннель для движения поездов «метро-2». Оставшееся
свободное пространство занято техническими помещениями, складами... В верхнем
сегменте цилиндра-бункера оборудовали жилую зону – рабочие кабинеты, комнаты
отдыха, спальни, стены которых отделывали панелями из орехового дерева... и даже
маленькие спортивные зальчики!

– Когда работы на новом радиусе спецметро закончили, была устроена учебная
тревога. Там, под землей, оставили всех нас – строителей, а кроме того, еще
несколько человек: ученых, инженеров, военных. На 24 часа закрыли защитные
герметические двери, включили установки автономного жизнеобеспечения... Главной
задачей было проследить, нет ли воздушных «протечек». Вдоль всех стыков и швов мы
копошились с зажженными свечками, определяя по их пламени, где притаился
сквознячок. А перед официальной сдачей нашей линии «метро-2» высокому начальству
из госбезопасности заставили рабочих наводить марафет. В тоннелях мы даже рельсы
шкуркой надраивали до серебряного блеска!

Владиславу Никифоровичу довелось потрудиться и на других подземных спецобъектах.
Он строил огромный город-бункер, упрятанный на 200-метровую глубину под пустырем
около жилого района Раменки и предназначенный для долговременного пребывания в
случае атомной угрозы нескольких тысяч человек из высшего руководства страны. Были
и работы «помельче»:

– Возле высотки у Красных ворот мы оборудовали бункер для руководства МПС. Из
этого убежища сделан переход на соседнюю линию метро. А во времена Хрущева
неподалеку от Киевского вокзала подобные же защитные сооружения построили для
Министерства связи... На этих бункерах я проработал три года. Сверху каждый из них
накрыли мощным колпаком. Толщина такой бетонной «тарелки» – около 6 метров, а
диаметр... Да, пожалуй, чуть поменьше купола Цирка на Цветном бульваре! Те
колпаки, что возле Киевского, замаскировали: над ними надстроили «коробки»
многоэтажных зданий. Даже зная о такой бутафории, догадаться, где же скрыт
спецобъект, постороннему человеку практически невозможно.

Да уж! В нашем славном государстве рабочих и крестьян здорово умели играть в
прятки!.. Естественно, за счет этих самых рабочих и крестьян...

***************************************************************************************************************

Метро Специального назначения

«Советская Белоруссия» 12.01.96


Возможно ли опуститься под землю где-нибудь в центре Москвы, а выйти на поверхность в подмосковной Барвихе или Загорске? Оказывается, возможно, если...

Воспользоваться услугами Московского метрополитена специального назначения (МСН). История существования второго метро под столицей вот уже несколько лет окутана всевозможными слухами и домыслами.

Московский метрополитен специального назначения (по всем документам проходящий как правительственный объект Д-6) является составной частью сети «закрытых» стратегических коммуникаций и объектов, располагающихся под городом. С 1947 года подземная кремлевская узкоколейка, которая вела от центра в район сегодняшней Поклонной горы, превратилась в 320-километровый автономный комплекс с современным железнодорожным полотном и 47 вспомогательными объектами, обеспечивающими бесперебойную работу МСН. С учетом обслуживающего персонала число рабочих мест на «втором метро» составляет около 8.5 тысячи человек. Длина основной ветки "А", начинающейся неподалеку от Кремля, на сегодня чуть меньше 85 километров подземного тоннеля. Только за ноябрь этого года из госбюджета России было выделено 2 млрд. рублей на погашение задолженности МСН за электроэнергию.

Первенство за право «рулить» закрытым метро всегда делили между собой военные и спецслужбы. После августовских событий МСН перешло из Минобороны к ФСБ и ГУО. В советском уставе объекта Д-6 было сказано, что «основной задачей метрополитена является поддержка и обеспечение работы ЦК КПСС». Каждый из работников Д-6 давал подписку о неразглашении государственной тайны, а КГБ проверял сотрудников очень тщательно. Со временем задачи подземной структуры не изменились.

Сегодняшний метрополитен особого назначения "обеспечивает работу президента, правительства РФ, МО и ФСБ.Сейчас под столицей находится около 22 "почтовых ящиков", около 18 стратегических военных объектов МО и почти 15 техническо-коммуникационных объектов спецслужб. В нх интересах и трудится МСН.

Наиболее ярко «светится» второй метрополитен на своей центральной станции. Любой любознательный взгляд сможет увидеть архитектурные странности в строении станции метро "Арбатская". Функционирует только один выход, в то время как мраморные сту
пеньки двух других выходов упираются в наглухо закрытые железные ворота.

Если вы попытаетесь "покрутиться" у этих дверей, то непременно услышите окрик постового милиционера, который дежурит здесь постоянно Это н есть один из переходов к "закрытой" станции "Центральная", которая находится прямо под зданием Минобороны. Сюда же выходит подземный тоннель из Кремля. У МСНовскнх объектов есть свои названия, правда, они больше похожи на армейские
позывнве "Весенняя". "Сапфир". "Сокол". Станция «Центральная» - один из самых старых объектов «закрытого» метро. Видимо, из-за близости к Кремлю поддерживается в идеальном техническом и санитарном состоянии. На стене бронзовая табличка, оповещающая о закладке первой станции МСН По дизайну ничем не отличается от соседней - "Арбатской", разве что чуть больше расстояния между колоннами, а вместо мраморного пола идеальный асфальт с хитрой разметкой.

Вагоны второго метро делятся на три категории: технические, грузовые и пассажирские Составы как правило состоят из 7-8 вагонов и двух платформ для автомашин Подвижной спецсостав создан на базе обычных «голубых вагонов», только изнутри напоминает железнодорожные «люксы». Каждый вагон отделан шумопонижаю-щими материалами, оснащен телефоном ЗАС, кислородными масками н продуктовым НЗ. Особой славой пользуется на МСН вагон главы правительства Сделан он еще при Брежневе и с тех пор находится на ежедневном "боевом дежурстве" в главном депо второй подземки на Ленинских горах. Говорят, президент еще ни разу не пользовался услугами секретной подзмеки.

Второе московское метро кое-где идет бок о бок с обычным метрополитеном, а где-то опускается на десятки метров ниже обычного. Примечательно, что Филевскую линию «не пустили под землю» как раз из-за МСН. Исследования показали, что "народная" и правительственная ветки пересекутся. Приоритет отдали правительственной …

Сейчас на «закрытой» подземке ведется расширение сразу двух железнодорожных магистралей северо-западного направления. Одну из правительственных веток решено удлинить на 25 километров. В этом направлении находится президентская дача, и пошли разговоры, что именно к ней будет проложен тоннель. Новый маршрут проходит рядом со строящейся веткой обычного метро парк Победы - Митино. «Народная» ветка будет пушена в эксплуатацию не раньше чем через 5 лет. Зато строительство спецметро ведется стахановскими темпами.

Денис БАРАНЕЦ.

****************************************************************************************************************

Существование секретной подземной транспортной системы в Москве и за ее пределами, построенной на случай атомной войны, перестало быть тайной в начале 90-х. Смена режима многим бывшим чинам КГБ и Минобороны развязала языки, и в СМИ появились первые публикации о Метро-2, или, как значилось оно в официальных документах, Д-6. Но сенсации недолговечны – поговорили и забыли. А чем живет сегодняшний подземный город?

Первую линию Метро-2 в 47-м году начал строить Сталин. Именно в те годы, когда отгремела Великая Отечественная, в мире заговорили о возможности другой войны – атомной. Первую индивидуальную узкоколейку для Иосифа Виссарионовича под землей проложили от Кремля до ближайшей дачи вождя в Матвеевском (см. схему). К началу 50-х паутина из тоннелей значительно расширилась. Но довести до конца строительство первой системы при Сталине не успели.

При Хрущеве тайное движение охватило скрытые от посторонних глаз станции под Минобороны, МИДом, гостиницей «Украина», бункером Минсвязи, районы Раменок и Ленинградской линии обычного метро.

Во времена правления Брежнева появился перегон от Раменок до станции Востряково - к Академии Генштаба и линия из центра к ВДНХ, таинственному заводу, расположившемуся на глубине 100 метров.

Но самый главный и уникальный по протяженности 60-километровый (неофициальный мировой рекорд по метролиниям) тоннель был сдан при Горбачеве в 1987 году. По нему можно добраться от Кремля до подземного комплекса в Алачково (Чехов-2) - к запасному центральному пункту управления войсками Министерства обороны. И только эта ветка, как говорят, сегодня является действующей.
Пробраться сюда по многокилометровым подземным тоннелям, соединяющим правительственные и военные командные пункты России, журналистам нереально. Но можно ли это сделать по верху? Легко!

Найти саму воинскую часть не составило никакого труда. Это раньше на повороте с основной трассы автомобиль упирался в пост ГАИ. Теперь милицейская будка на обочине дороги пустует. Лишь один предупреждающий знак встречается нам по пути: «тупик».
До КПП не доезжаем метров сто. Выходим из машины и идем по лесной тропинке вдоль высокого бетонного забора. Вскоре натыкаемся на брешь в бетоне, прикрытую мотком колючей проволоки. Ее нетрудно отодвинуть – мы на территории.

Первое, что бросается в глаза, – множество одноэтажных будок, похожих на трансформаторные. Такие же можно увидеть и в Москве возле обычных станций метро. Это вентиляционные шахты. Судя по ржавым замкам, нога человека здесь не ступала давно. По крайней мере с улицы. Но, по слухам, во многих вентшахтах применяются эвакуационные лифты.

Самые любопытные сооружения – холмы высотой метра три. Судя по всему, возведены они давно: на заросших травой «шапках» кое-где выросли деревья.

Холмы похожи на природные возвышения только с двух сторон. С других двух видны бетонные стены и железные двери.
Конструкция одного из таких холмов внутри полностью разрушена, и с одной стороны туда можно без труда проникнуть. В общем-то ничего интересного: хлам из бетона и железяк. Натыкаемся на группку детишек лет 6-7. Они испуганно смотрят на нас.

- У вас тут штаб, наверное? – вспоминаю себя в эти годы, когда мы с пацанами осваивали полуразрушенные здания.
- Ага, - оживляются мальчишки.
- А раньше что здесь было?

Они пожимают плечами. Конечно, им папы ничего не рассказывали. Один из коридоров бункера ведет куда-то в темноту. Что там? Может, двери в подземелье? Но пройти туда мы не можем: почти под потолок навалены ржавые металлические конструкции. Сквозь них ничего не видно. А пламени зажигалки охватить все темное пространство не хватает.

Территория военного городка достаточно большая. Несколько улиц с многоэтажными жилыми домами: военнослужащие живут здесь с семьями. Здание, похожее на кинотеатр, явно превосходит небольшой гарнизонный Дом офицеров.
После получасовой экскурсии мы не стали дальше испытывать судьбу и бдительность охраны. Через ту же дыру в заборе выбрались обратно и зашагали к КПП.

На наш вопрос, можно ли сфотографировать табличку, на которой, собственно, не было даже номера части, молодой прапорщик попросил предъявить документы... Потом, уже внутри КПП, мы ждали сначала одного представителя особой части, потом другого, третьего. В итоге по очереди вопросы нам задавали пять человек, пытаясь представить нашу попытку запечатлеть надпись на воротах как разведдиверсионные действия.

- Вы сегодня сфотографируете КПП, а завтра к нему подъедет машина с гексогеном?! – внушал нам один «особист».
Мы упирали на то, что тот, кому надо что-то куда-то подогнать, справится с задачей и без нашего фото. Человек в погонах соглашался, но отпустить до тех пор, пока не будут проверены наши редакционные и паспортные данные, не мог. Через пару часов мы очень даже дружелюбно расстались.

По данным нашего источника, имеющего прямое отношение к охране Метро-2, последняя серьезная проверка всех объектов этой системы проводилась еще в середине 90-х. Говорят, тогда залатали все «дыры». В то же время были заморожены все участки и линии, кроме этой – чеховской. Мы не знаем, инспектировали ли в последнее время это направление, но, даже не обладая практически никакой особой и уж тем более секретной информацией, нашли с ходу одну из дыр. В прямом смысле этого слова.

Почему же в свое время было выбрано именно это направление и это расстояние от Москвы? Напомним, что военное подземное строительство велось на случай ядерного удара по столице России. Естественно, специалисты просчитали пределы смертельного ядерного заражения и указали на эту точку. По рельсам напрямик от Кремля добраться в главный бункер можно минут за сорок.
На глубине около 100 метров находится небольшая платформа. Чем и как оборудован сам бункер, нам неизвестно. По неподтвержденной информации, подземный командный пункт представляет собой капсулу, имеющую шесть степеней защиты. Она находится как бы в подвешенном состоянии, окруженная специальными «подушками». В случае прохождения рядом сейсмических волн «подушки» играют роль амортизаторов.

В советские времена, когда подземный город еще был большим и живучим, его обслуживали не менее 20 тысяч человек. Но система в итоге оказалась разрушена, финансирование стало проблемным, из пяти миллионов армейских «штыков» остался миллион, изменились представления и расчеты, касающиеся атомной войны.

Метро-2, куда были вложены миллиарды, оказалось никому не нужным. Там, где раньше стояли часовые, сегодня висят ржавые амбарные замки. Многие возможные проходы и выходы (Метро-2 имеет несколько стыков и пересечений с линиями обычного метро) забетонированы.
Осталось еще залатать дыры в заборах наших воинских частей. И вылавливать диверсантов не далее контрольно-пропускных пунктов. Впрочем, насчет «осталось» слишком громко сказано. С этого хотя бы нужно начать...

http://forum.proc.ru/index.php?showtopic=29495
Tags: Секретное метро, д-6, метро-2
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments