moscowfix (moscowfix) wrote,
moscowfix
moscowfix

Маленькая инструкция по выбору торрентов (критерии качества изображения)

Оригинал взят у globbus в Маленькая инструкция по выбору торрентов (критерии качества изображения)
Будучи некоторым образом причастным к миру телевидения, по просьбе друзей написал краткую инструкцию. Возможно будет интересно куму-нибудь еще.

Чем определяется качество видеоизображения скачанного фильма на новом огромном телевизоре? Как из 10 торрентов на известном треккере выбрать лучший? Почему качество вещательного, кабельного и спутникового телевидения зачастую "ниже плинтуса"? Попробуем разобраться...

О стандартах

В общем, есть 2 основных типов видео – стандартного качества SD и высокого – HD (хай дефинишн).

Стандартное видео имеет корни еще в аналоговом ТВ с 40-50-х годов и использует кадр с 625 строками (в Европе, стандарт PAL), соответственно в цифре это 576 строк (видимые строки ) по 720 точек в каждой. Обозначается как 720*576. Прочие разрешения (например 688*560 и пр.) получаются обрезкой границ кадра (например если там есть шумы). Американский ATSC имеет 525 строк, из которых 480 активных. Компьютетерный VGA с его 640*480 именно оттуда.

Видео высокого качества - это чисто цифровой стандарт и у него есть 2 базовых разрешения – 720 строк (1280*720) и 1080 строк (1920*1080). Причем стандарт 1080 имеет еще 2 разновидности – 1080i и 1080p. Первая (i) – с чересстрочной разверткой и 25 кадрами в сек, вторая (p) – с прогрессивной и 50 кадрами в секунду. Именно 1080p и называют True HD.
Стандарт 720 всегда 720p и наоборот все SD – это стандарты I, т.е. 576i.

Аналогично SD и в HD можно делать кадр с обрезанными границами.

Далее, все современные плоские ТВ – имеют разрешение (должны иметь) не ниже 1920*1080 и должны поддерживать режим 1080P. Видеопроцессор телевизора всегда растягивает (перерасчетом) любую картинку на весь экран.
Также любые плоские ТВ и компьюьерные мониторы - это устройства с прогрессивной развёрткой и при подаче на них чересстрочного сигнала, пересчитывают его в прогрессивный (деинтерлейсинг), что приводит к дефектам отображения движущихся объектов). Именно поэтому нельзя использовать стандарт HD 1080i.

То что в свое время компания Sony пролоббировала этот стандарт (1080i) в вещательном ТВ- это технологическое преступление. Но это тема отдельного разговора.

также еще есть разница в частоте кадров – 50 и 60 Гц. 50 – это Европа и Россия (PAL, SECAM), 60 – Америка, Япония (ATSC). Особняком стоит частота кадров 24 Гц – это киностандарт и медиаплейр и телевизор должны уметь воспроизводить его напрямую, без перерасчета в 50 Гц (это приводит к мелким дефектам изображения, неестественности движения).


О видеоматериале.

Естественно, чем лучше качество оригинала с которого делается торрент (рип) тем больше шансов получить хорошую картинку на экране. Классификация типов рипов приведена например здесь: http://forum.seedoff.net/index.php?topic=10.0

Отмечу, что нужно взвешено подходить в выбору. Например сейчас переиздаются старые фильмы, мультики в HD, записанные на BD (блюрей). По идее, надо взять кинопленку, прогнать ее через оцифровщик стандарта 2K или 4К, почистить фильтром шумы и зажать с нормальным HD качеством. Однако в погоне за прибылью, просто берут старую копию на DVD (SD 576i), и просто ее пересчитывают (как в фотошопе) делая из 1 точки 4. При этом, естественно, качества не добавляется.
Поэтому при выборе старых торрентов видеоматериалов, не нужно гнаться за копиями BDRip, часто качественный DVDRip лучше.

Еще, сейчас много отреставрированных мультиков – это на любителя. Часто горе-реставраторы искажают цвета и звук…

О кодировании

Любое цифровое несжатое изображение нужно сжать. Требуемые объемы видеофайлов достигаются при сжатии от 1:100. Это не очень страшно, т.к. в отличие от фотографии устраняется не только пространственная, но и временная избыточность.

Первый массовый стандарт видеокодирования – MPEG-2. Именно он используется на DVD. Скорость кодирования (битрейт) на DVD – до 12 Мбит/сек. При этом современные многопроходные кодеры умеют делать неплохую картинку при 3-4 и даже 2 Мбит/сек (2 – конечно перебор). Именно так делаюются DVD "десять в одном".

Следующий стандарт - MPEG-4. Он базируется на MPEG-2 и развивает его идеи с добавлением новых инструментов и усложнением ранее используемых. Все это дает приемлемую картинку при вдвое меньшем битрейте. Но ничего не дается бесплатно - кодер и декодер MPEG-4 более сложны и требует больших вычислительных мощностей.
Собственно, основная идея видеокодирования - как можно больше считать, как можно меньше сохранять. В пределе все это приводит к любопытному парадоксу – бесконечно сложный кодер/декодер вообще не будет требовать передачи информации :)

У MPEG-4 в свою очередь есть две разновидности – MPEG-4 часть 2, она же ASP, более известная как xVID и DivX и MPEG-4 часть 10, она-же AVC, она-же h.264.

Первые (xVID и DivX) появились существенно раньше чем вторые, значительно проще и до сих пор широко используются для кодирования видео при бытовой записи и хранения. Стандарты AVC/h.264 появились позднее, существенно сложнее и используются в проф. телевидении. Однако с массовым появлением мощных компьютеров AVC/h.264 все чаще используются в быту (что и хорошо).

Стандарты AVC/h.264 по сравнению с xVID/DivX, дают меньший битрейт при одинаковом качестве картинки, или лучшее качество картинки при одинаковом битрейте.

О контейнерах.

Закодированное видео надо оснастить описанием, в котором прописаны характеристики кодирования, число звуковых дорожек, места в файле где хранятся субтитры и прочие служебные данные – так чтобы все проигрыватели смогли бы извлечь и использовать информацию из видео-файла. Без подобного описания видеофайл – лишь набор цифр. Это примерно как поместить страницы с текстом в твердую обложку, снабдить оглавлением.

Есть 2 основных контейнера – AVI и MKV (matroska, матрешка). Первый более старый (лет 20 наверно ему) , второй более новый (у нас придуман). К сожалению пока с MKV бывают проблемы при воспроизведении (на кривых рипах).

О качестве картинки

Собственно качество определяется количеством информации, которое оставил видеокодер. Надо учесть, что кодеры работают по разному. Некоторые проще – прочесывают все видео как гребенкой не анализирую содержимое. Другие анализируют картинку – оставляя на более замечаемых объектах (на лицах например) больше информации, а на менее заметных (например на небе) – меньше.

Т.о. при анализе торрента, не считая чтения отзывов, смотрим следующие параметры:

- Разрешение картинки
- Битрейт (скорость кодирования)
- Количество информации на точку изображения (бит / пиксел)

Третий параметр важен, т.к. очевидно, что при одинаковом битрейте файл HD будет содержать в 2…5 раз меньше бит / пиксел чем файл SD (очевидно, количество точек на изображении больше).


О рипперах

Еще один критерий оценки несколько субъективен. Видеокодирование – вещь весьма сложная. Кодеры имеют множество настроек и умение правильно их изменять требует большого опыта и понимания принципов видеокодирования. Очевидно, с типовыми настройками, любой видеоматериал будет закодирован. Но средне. Когда же речь идет о качестве картинки и борьба идет за каждый мегабайт размера файла – неумелое оперирование настройками может привести к плачевному результату.

Т.о. при выборе торрента (из нескольких похожих) лучшее выбирать релиз известной группы или от релизера с большим количеством опубликованных торрентов (т.е. от опытных людей).

SD vs HD

HD это очень хорошо и 1080p лучше чем 720p. Дело в том, что рип 1080p может занимать и 40 и 50 и больше Гбайт. Соответственно он будет долго качаться и даже 2 Тб (2000 Гб) диск скоро переполнится. Я как правило ограничиваюсь разрешением 720p для заведомо известных мне вещей, а с новинками знакомлюсь в SD (чаще всего 99% потом идут в корзину). Пожалуй только шедевры качаю в 1080p.

И как уже писал, вряд ли довоенная Белоснежка даже в BDRip будет в реальном HD.


Ограничения видеокодирования проявляются на:

- Большом количестве мелких ярких объектов (салют, блики на воде)
- На больших поверхностях с плавными градациями яркости и цвета (подводные съемки с прожектором, закаты).

PS - я специально пишу кодер, а не кодек. Кодек - это пара устройств кодер - декодер. На качество же изображения декодер особенно не влияет.

ТВ vs Телефон/наладонник

Экран мобильного устройства мал, виден всегда под небольшим углом зрения (это особая тема в восприятии видео и кино изображений. Пусть даже его разрешение > 1000 точек, подумайте стоить ли скачивать всю ночь на айФон фильму в разрешении 1080p, когда разницы не увидите? Обычно на хороших треккерах есть специальные разделы типа "Видео для PSP", "Видео для смартфонов"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments